Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Свернуть настройки Шрифт: Arial Times New Roman

06 ноября 2009

Успех социальных реформ во многом зависит от того, как ведется разъяснительная работа с населением, как опережающим информационно-аналитическим обеспечением поддерживаются реформы, осуществляется обратная связь.
Значимость коммуникативной составляющей власти состоит в умении профессионально проводить свою информационную политику, обеспечивающую перевод специализированной государственной информации (содержание реформ, законов, постановлений) или идеологем на уровень массового сознания.
М.Булгаков вложил в уста профессора Преображенского мысль о том, что «разруха начинается в головах». Если следовать этой логике то и порядок тоже должен начинаться в головах. Только с четким и ясным пониманием всех составляющих элементов следует браться за проведение реформ.
Одна из самых сложных задач – это корректировка привычных стереотипов в массовом сознании, устойчивых представлений больших групп людей о том или ином явлении в нашей жизни. И сложность состоит в том, что мы имеем дело с совершенно нормальным проявлением человеческой психики - любые перемены воспринимать осторожно, с сомнением. И это качество следует уважать и обязательно учитывать при выработке государственных решений.  
К примеру, в массовом сознании сложился стереотип: в школе главное лицо - учитель, а в больнице - врач. На самом деле все должно быть совсем по-другому. В школе главное действующее лицо – это ученик, а учитель должен предоставлять ему качественную услугу по обучению, получению знаний. Соответственно, в больнице главный – это больной, а врач предоставляет ему качественную медицинскую услугу. Когда мы перевернем в сознании эту пирамиду, то все становится на свои места. Начинают действовать конкурентные механизмы по предоставлению более качественных услуг, повышается заработная плата. Заканчиваются разговоры о бедном враче и о бедном учителе.
Начиная с 2001 года, Департаментом информационной политики в мониторинговом режиме проводятся регулярные социологические исследования социальной проблематики в оценках населения юга Тюменской области. Учитывая значимость этих проблем для принятия управленческих решений по улучшению жизни людей, нами проводятся как развернутые исследования путем прямого анкетного интервью, так и регулярные телефонные опросы, позволяющие выявит те болевые точки, которые более всего беспокоят жителей области. Полученные данные дают возможность выяснить, как действия органов власти всех уровней оцениваются населением, где и в каких областях сохраняются либо проявляются новые проблемные тенденции. Применяемые методики при этом позволяют конкретно выяснить, для какой возрастной или социальной группы, какого города или района данная проблема наиболее актуальна, и это ведет к более адресному принятию решений.
Важность исследований именно в социальной сфере подтверждается, в частности, данными одного из последних телефонных опросов, проведенного в феврале этого года. (Заметим, что в проводимых нами ежемесячных телефонных опросах постоянно задействуется примерно 800 респондентов, что делает выборку значимой, а результаты исследования – репрезентативными). Так вот, оценивая изменения в сфере экономики области за прошлый год, практически половина опрошенных оценила их, как позитивные. Лишь 17,5% придерживаются противоположной точки зрения. В то же время, оценивая перемены в сфере социальной, уже 40% респондентов высказалось в позитивном плане; и 21% выразили неудовлетворенность решением вопросов в этой сфере за прошедший год. Именно поэтому социальная сфера является объектом пристального внимания наших структур, занимающихся организацией и проведением социологических исследований.
Мы регулярно изучаем мнения людей по оценке ими состояния дел в здравоохранении, образовании, жилищно-коммунальной сфере, проблемы, связанные с межнациональным и межконфессиональным общением, иные вопросы, которые тем или иным образом могут повлиять на стабильность обстановки в нашем регионе. Именно эти вопросы регулярно повторяются в анкетах в разделе «Назовите проблемы, которые волнуют Вас более всего». Благодаря этому, нам на сегодня удалось избежать многих конфликтов, с которыми столкнулись жители других областей. Последний тому пример – практическая реализация «монетизации» льгот. Все знают из средств массовой информации, что в некоторых регионах непродуманные решения властей привели к острому недовольству граждан. В то же время у нас сколько бы то ни было заметных протестов удалось избежать. Более того, как показывают результаты самого последнего исследования, проведенного в марте этого года, сам факт замены льгот натуральными деньгами в сфере транспортных услуг с одобрением воспринят пожилыми людьми, проживающими в сельских местностях, хотя в целом отношение людей к проблеме «монетизации», включает в себя весьма широкий спектр мнений от полного одобрения до крайнего неприятия.
Отслеживание динамики «рейтинга проблем» показывает, что за последние годы, благодаря усилиям властей, заметно снижена значимость в восприятии населением проблемы невыплат заработной платы; прослеживается тенденция к уменьшению обеспокоенности людей качеством дорог. В то же время есть и тревожащие население, и, соответственно, вызывающие обеспокоенность властных структур тенденции в социальной сфере. Так, из года в год на одном из первых мест в «рейтинге проблем» остается «проблема ЖКХ». Более того, по данным уже упоминавшегося мартовского исследования замена льгот деньгами в этой сфере критически воспринята большинством населения, в отличие от «монетизации» на транспорте. То же можно сказать о переходящих из года в год проблемах преступности и связанной с ней наркомании. Это значит, что усилия соответствующих органов и организаций явно недостаточны, чтобы люди реально почувствовали позитивные изменения в этих сферах. Нами выявлены и учитываются тенденции к росту обеспокоенности населения стоимостью и качеством медицинского обслуживания, доступностью всех видов образования.
Для более углубленного изучения структуры беспокоящих население проблем нами запланировано проведение в первом полугодии этого года полномасштабного социологического исследования «Уровень материального благополучия в оценках населения юга Тюменской области, как средство удовлетворения основных социальных потребностей». Мы полагаем, что его результаты позволят определить, в реализации каких основных жизненных потребностей люди сталкиваются с наибольшими трудностями; более детально разобраться, каких решений ждут они от федеральной, областной и местной властей.
Будучи необходимым звеном в подготовке управленческих решений для социальной сферы, постоянное аналитическое сопровождение их на основе мониторинга социальной проблематики в оценках населения позволяет приблизить принимаемые решения к реальным ожиданиям и потребностям людей. Отсюда – и высокие требования к качеству и, в первую очередь, к достоверности исследований. При их проведении наши специалисты руководствуются признанными научными методиками, придавая большое значение количеству и качеству выборки и проводя постоянный контроль за достоверностью получаемой информации. Отражая мнение населения по наиболее значимым проблемам, аналитические исследования являются важным инструментом механизма «обратной связи» между обществом и властью.
Как уже отмечалось ранее по результатам соцопросов, анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности, кратное увеличение финансирования образования и медицины (в 2,5 раза) не приносило результатов. Социальная сфера продолжала работать неэффективно.
К примеру, мы выявили случаи, когда стоимость годового обучения одного ученика в малокомплектной сельской школе равнялась стоимости годового обучения студента в престижном ВУЗе. Бывали и такие случаи, когда в сельской школе, где учились три ученика, два из которых – дети самой учительницы, работали (и получали зарплату) директор, учитель, истопник, дворник, техничка, сантехник… Мы решили закрыть подобные школы, перевели детей в соседние, куда доставляли их специально приобретенными за счет администрации области школьными автобусами.
Этому предшествовали многочисленные газетные и ТВ-репортажи о ходе реформы (о том, как и для чего ремонтируются сельские дороги, закупаются школьные автобусы, материалы из крупных школ о том, что ребятишки стали более глубоко изучать иностранный язык, освоили компьютер – чего не было в сельской малокомплектной школе).
 
Именно этой теме были посвящены наиболее значимые публикации последних трех лет. Мы предложили журналистам творчески исследовать опыт тех учреждений, в которых трудовые коллективы реально ощутили вкус преобразований. Очень важно было донести до людей, что, например, теперь школа сама вправе устанавливать заработную плату учителям, что серьезное влияние приобретают родительские коллективы, которые распределяют до 30% фонда оплаты труда, а работа учителя начинает оцениваться по трем основным параметрам – качество обучения, воспитание и здоровье ребенка.
 
При реализации каждого серьезного мероприятия в администрации области в обязательном порядке формируется проект его информационного сопровождения. Это касалось, например, реформы в системе дошкольного образования. Перед СМИ области стояла задача показать, что переход детских садов в автономные некоммерческие организации с полным сохранением бюджетного финансирования, увеличивает их возможности собственной хозяйственной, финансовой деятельности и не перекладывает бремя содержания детей на родителей. Наоборот, дошкольное учреждение становится заинтересованным в притоке детей.
Культурные учреждения области, меняя хозяйственную форму, не переходят на голодный бюджетный паек. Объем финансирования, капитальных вложений, оснащения культуры техникой и специальной аппаратурой не снижается. После реорганизации в АНО учреждения культуры получили свободу финансово-хозяйственной деятельности и значительно активизировали свою работу. Например, если раньше областная филармония работала до реорганизации два дня в неделю, то сегодня работает все семь! Коллектив заинтересован в конечных результатах труда, и сам ищет и услуги, и дополнительные доходы.
Оплата труда или оплата услуг медицины с этого года осуществляется не по затратному принципу, а за каждого вылеченного пациента. Главным в этой системе становится не чиновник, не руководитель больницы или медицинского учреждения, которое «рисует» свои расходы и затраты, а больной, который получает услуги в лечебном учреждении. Это еще одна серьезная системная реформа, которая должна обеспечить и рост заработной платы врачей, и обеспечить качество лечения. Совместно с территориальным фондом обязательного медицинского страхования был разработан специальный медиа-проект. В ходе его реализации через СМИ мы постарались довести до населения информацию о том, что отныне больной вправе выбирать и поликлинику, и врача, и больницу, не будучи привязан к своему участку или к тому учреждению, в которое его в обязательном порядке направляют.
Мы давно убедились, что невозможно эффективно управлять регионом, тем более проводить масштабные преобразования, определяющие жизнь десятков тысяч людей, если принимать решения келейно. Нас не нужно убеждать в необходимости постоянного диалога с жителями области. Мы стараемся сделать максимально открытыми для населения все важные шаги в региональной политике. И в этом можно убедиться, анализируя работу Гражданского форума Тюменской области. 
Как организация, действующая исключительно по воле своих создателей, добровольно и бескорыстно, Гражданский форум принял на себя функцию проведения общественной экспертизы важнейших явлений и процессов социально-экономической жизни нашего региона. В Гражданском форуме активно работают представители практически всех крупных общественных организаций, религиозных объединений, вузов, средств массовой информации. Рекомендации Гражданского форума ложатся в основу разрабатываемых региональной властью законопроектов и нормативных актов. 
Набирающие сегодня темпы институциональных преобразований в социальной сфере в качестве центральной задачи ставят повышение эффективности управления. Для этого нам следует акцентировать свое внимание на решении следующих вопросов.
1. Обеспечение системного подхода к информационному сопровождению деятельности органов власти – каждое решение, касающееся больших социальных групп населения, должно в обязательном порядке иметь раздел, касающийся порядка реализации его информационной составляющей;
2. Поддержание единого информационного пространства – реформы социального характера в силу того, что затрагивают самые разнообразные интересы граждан, могут и должны поддерживаться силами СМИ межрегионального значения;
3. Информационно-аналитическое обеспечение решений оперативных и стратегических задач социального реформирования.
4. Повышение качества разъяснительной работы с людьми. В этой связи, в рамках реализации общей информационной политики администрации области, рассматривается предложение о создании специализированного института, который мог бы привлекать к информационно-разъяснительной работе с населением наиболее подготовленных к этому людей, например, из профессорско-преподавательского состава наших ВУЗов. Чиновники могут понимать суть того или иного решения органа власти, но далеко не каждый из них может грамотно об этом рассказать;

5. Создание грамотного, подготовленного кадрового состава специалистов, владеющих навыками проведения социологических опросов и способных системно анализировать общественное мнение, понимающих систему и характер методов ведения информационно- пропагандистской работы с населением, с использованием как СМИ, так и других форм доведения до граждан значимой информации. 
6. Формирование проектных моделей управленческих решений. Нам видится, что на уровне УрФО необходимо иметь мощный ситуационный центр управления многопрофильного назначения. Здесь должно проходить основное формирование информационно-аналитических систем поддержки принятия решений (СППР), и на их основе должна строиться организаторская работа со средствами массовой информации.